Закон Кармы: Что посеешь, то и пожнешь

Мы слышим о Карме очень часто, листая «живые» и цифровые книги, статьи, материалы. Но многие ли из нас серьезно изучали эту важную тему в учении Будды? Каков закон Кармы? Как он работает?

Тому, кто не хочет знать много о карме, о законе причины и следствия, достаточно основополагающего высказывания Будды, что позитивные действия ведут к счастью, а негативные к страданию.

У каждого из нас есть Депозит Счастья и Депозит Страдания. Если мы избегаем негативных действий и совершаем только позитивные, связывая это с практикой медитации, тогда мы закладываем причины для того, чтобы достичь состояния, свободного от всех страданий — состояния постоянного счастья. Испытывая счастье, мы снимаем его со своего соответствующего депозита. И если не пополняем его, то в скором времени наш Депозит Счастья обнуляется. Депозит счастья надо постоянно пополнять. И только мы можем это делать. Никто за нас. Кстати, страдая, мы также уменьшаем свой Депозит Страдания. Это суть всех поучений о карме. Тот, кто это понимает, может сам решать, что он хочет переживать. Все тенденции, связанные с тем, что мы делаем других ответственными за свою жизнь, исчезают, и наша жизнь — в наших руках.

Многие думают, что внешние обстоятельства, например, родители, общество или политики, несут ответственность за их проблемы. Будда объясняет принцип личной ответственности: мы сами, своими действиями, определяем то, что переживаем. У того, кто приписывает внешним обстоятельствам их собственное, независимое влияние, считает их неизбежными, — ложный взгляд. Мы сами засеваем семена Кармы, которые проявляется во внешних обстоятельствах. На самом деле, мы в нашем собственном уме создаём причины для всего, что переживаем, и нашими действиями влияем на внешний мир.

Не понимая правильно эти причинно-следственные связи, мы делаем других людей или внешние обстоятельства ответственными за наши трудности. И ошибаемся, решая изменить только внешние обстоятельства, например, сменить партнёра или окружение, при возникновении проблемы. Проблема скоро возникнет снова, так как не удалён корень, который в большинстве случаев заложен в старой привычке. Мы берём собственный ум в новую ситуацию, которая является ни чем иным, как дальнейшим созреванием старой Кармы. По этой причине все проблемы, по возможности, должны быть растворены, прежде всего, в самом уме. Только тогда можно достичь продолжительного улучшения ситуации во внешнем мире.

Другая ошибка заключается в том, что мы считаем Карму судьбой, данной нам свыше, предопределенной.  Когда каждый сам закладывает причины своих переживаний, и что ничего не происходит без соответствующих причин и условий. Причина и следствие работают безошибочно. Чем больше мы понимаем принцип функционирования Кармы, тем более эффективно мы можем вмешаться и изменить привычки. У нас появляется больше свободы.

Важно понимать взаимодействие как можно большего числа аспектов взаимозависимого происхождения. Здесь всегда есть прямые причины, которые ведут непосредственно к соответствующему действию, и непрямые причины, или сопутствующие условия, хотя они имеют влияние на результат, но играют второстепенную роль. Например, семя, которое является прямой причиной для ростка и для последующего развития растения. Сопутствующие условия — это пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и пространство), которые влияют на созревание семени. Хотя эти условия необходимы для того, чтобы могло появиться растение, существует некоторое свободное пространство, так как они только косвенно задействованы в процессе появления.

Например, при заболеваниях различают кармические причины, а именно, действия или сильные привычки из прошлых жизней, которые трудно устранить, и сопутствующие условия, такие как влияние окружающей среды, которое относительно легко изменить. В этой связи важно знать, что Карма, которая приводит к болезни, при наступлении болезни уже полностью растворилась. Поэтому не нужно думать, что было бы хорошо страдать дальше, чтобы очистить ещё больше Кармы, а нужно предпринять всё, чтобы по возможности быстрее устранить болезнь.

Продемонстрировать, как легко перепутать причину и условие, можно на примере исследования мозга. Многие учёные думают, что мозг производит ум. Тот, кто размышляет логически, понимает, что что-то материальное, такое как мозг, никогда не может произвести нематериальный ум, так как они обладают противоположной природой. Причина и следствие должны быть всегда одного и того же типа. Например, из семени пшеницы может вырасти только пшеница и ничто другое. На самом деле, момент в непрерывности ясного и осознающего ума всегда становится прямой причиной следующего момента. Мозг — это сопутствующее условие материальной природы, инструмент для ума, так же как радиоприёмник является условием для прослушивания радиоволн, но никогда — самим отправителем.

Отдельные аспекты кармы

Сначала нужно правильно понять принцип Кармы. Для того чтобы сделать возможным ясное понимание действий и их последствий, Будда дал обширные поучения. Часто следствия собственных действий созревают через большой промежуток времени, так что невозможно непосредственно увидеть связь между причиной, которую мы заложили сами, и соответствующим ей следствием. Промежуточным шагом для этого понимания становится знание того, что все наши действия оставляют впечатления в уме, которые сохраняются в подсознании. Если встречаются соответствующие условия, то кармические впечатления снова созревают и проявляются во внешнем мире. Это происходит точно так же, как данные, введённые в компьютер, сохраняются на жёстком диске и позже снова выводятся из памяти на монитор.

Чтобы облегчить понимание Кармы, Будда даёт объяснение десяти негативных действий, которых нужно избегать, и десяти позитивных действий, которые нужно практиковать.

Три из этих десяти действий касаются тела:
  • Вместо того чтобы убивать других живых существ, что ведёт к собственной короткой жизни со многими проблемами в будущем, нужно сохранять жизнь так хорошо, насколько это возможно, даже если речь идёт о жизни маленьких животных.
  • Вместо того чтобы воровать, что приводит к тому, что потеряешь своё имущество в будущем, нужно щедро поддерживать других, что означает давать им по возможности всё, в чём они нуждаются.
  • Вместо того чтобы вредить другим своим сексуальным поведением, что приведёт к тому, что у тебя будет недоброжелательный партнёр, нужно практиковать чистое поведение.
Четыре действия касаются речи:
  • Вместо того чтобы врать, что приводит к скверным пересудам со стороны других, нужно стараться говорить правду.
  • Вместо того чтобы клеветать на других, что приводит к ссорам между друзьями, нужно примирительно говорить с людьми, у которых трудности друг с другом.
  • Вместо того чтобы говорить грубо и оскорбительно, что приводит к тому, что сам должен будешь выслушивать много неприятного, нужно говорить так, чтобы другим было приятно слушать.
  • Вместо того чтобы говорить бессмысленно, что приводит к тому, что на твои слова не будут обращать внимание, нужно говорить по возможности осмысленно, чтобы другие получали от этого пользу.
И ещё три действия, касающиеся ума:
  • Вместо того чтобы быть жадным, что приводит к постоянному недовольству и разочарованию от ожиданий, нужно быть довольным тем, что есть, и обладать небольшим количеством потребностей.
  • Вместо того чтобы быть злобным, что ведёт к страху и неприятию, нужно развивать терпение и сочувствие к другим.
  • Вместо того чтобы иметь ложные взгляды, что ведёт к тупости и многим другим трудностям, нужно понимать основополагающие истины, такие как причина и следствие или относительная и абсолютная мудрость.

Из этих десяти действий те, которые связаны с умом — самые важные, так как из них вытекают действия, связанные с речью и телом. Поэтому также говорят:

«То, о чём мы сегодня думаем, завтра мы скажем, а послезавтра сделаем».

Кроме того, большую роль играет то, какое мешающее чувство является самой сильной причиной определённого действия. Например, произошло что-то из желания, ненависти или неведения. В зависимости от этого будет отличаться и результат. Результатом может быть определённая форма существования в одной из сфер круговорота существования или это будет касаться соответствующего окружения. В зависимости от действия могут появляться позитивные или негативные условия, которые делают окружение приятным или неприятным. При этом играет роль и частота действия.

Действия могут быть либо сильные, либо слабые. Следствие сильных действий будет созревать быстрее, в большинстве случаев ещё в той же жизни. Следствие слабых действий проявляется медленнее, в большинстве случаев только в следующих жизнях. Нам нужно прояснить, что делает действие сильным, а что слабым. В целом есть

четыре аспекта, которые составляют действие:
  • основа (например, место) или объект действия,
  • намерение или планирование действия,
  • личное выполнение действия или то, что мы просим других его выполнить,
  • в конце мы должны быть довольны совершённым действием.

Если сходятся все четыре аспекта, то действие сильное, и, соответственно его результат созревает быстро — позитивный или негативный. Если не хватает одного аспекта или даже нескольких аспектов, то благодаря этому действие будет слабее и созревает медленнее. При этом особый объект может значительно усилить действие, например, наш учитель, наши родители, нуждающиеся в помощи люди или наши враги. Точно так же на действие может оказывать влияние место, например, если в этом месте жили реализованные, или место, в котором медитировало много людей, например, буддийский центр.

Небольшая история для наглядности. Однажды исторический Будда Шакьямуни пошёл в город просить милостыню. Там его увидел маленький мальчик и был сильно впечатлён его сияющей внешностью. Он захотел сделать Будде подарок, но у него не было ничего, что он мог бы ему дать. Тогда он набрал полную ладонь песка и дал её как подарок Будде в чашу для подаяния, после чего быстро убежал.

Ананда, двоюродный брат и сопровождающий Будды, задал ему вопрос: «Недавно ты учил о карме, законе действий и их последствий. Пожалуйста, расскажи, какой результат принесёт действие, совершённое мальчиком». Будда ответил: «Так как объектом щедрости был Будда, результатом будет то, что через 200 лет этот мальчик переродится королём, который будет управлять всем индийским континентом». Это предсказание сбылось, и мальчик стал великим королём Ашокой. Так особый объект может значительно усилить действие.

Есть другое разделение кармы. С одной стороны — это карма существования, а с другой стороны — карма условий. При этом есть возможность того, что обе кармы очень хорошие, как у человека с хорошими условиями жизни, или обе очень плохие, как у животного, которое постоянно должно жить в страхе и панике быть съеденным своими сородичами. Но также возможна смесь, как у бедного человека, который, хотя и обладает хорошей кармой существования, но у него плохая карма условий. Или может быть наоборот, как у комнатной собачки Гьялва Кармапы, несмотря на то, что у неё плохая карма существования, у неё исключительно хорошая карма условий.

Кроме того, обычно благодаря какому-то действию достигается определённый результат. Например, богатство — благодаря практике щедрости; человеческое тело — благодаря хорошему поведению; приятное окружение с большим количеством друзей — благодаря практике терпения и т.д. Но существует ещё возможность достичь результата, не совершая непосредственно какого-либо действия собственными силами. Например, это происходит, если мы радуемся позитивным действиям других. Как сказал индийский мастер Атиша, следствие нашей радости хорошим действиям других собирает столько же хороших впечатлений в уме, как если бы мы сами совершили эти действия. Причина в том, что это хорошее противоядие против зависти и ревности и против всех форм направленности на «я». Это очень эффективная и важная практика.

Причина и следствие в медитации

Существует ещё одна возможность совершать действия, не достигая какого-либо результата. Например, если выполняется определённая практика медитации, но ум совершенно отвлечён, соответствующий результат может не наступить. Сколько бы мы ни прилагали усилий, если во время медитации мы думаем только о вчера или завтра, не находимся действительно в том, что сейчас происходит, — любое усилие напрасно. Конечно, особенно вначале мы не всегда полностью можем сконцентрироваться на практике. Но результат лишь пяти минут сконцентрированной медитации сильнее, чем если бы мы практиковали час, когда ум более или менее рассеян. Поэтому вначале больший смысл имеют короткие сессии. Благодаря тренировке способность концентрироваться улучшается сама по себе, поэтому сессии постепенно можно начать продлевать.

Отвлечения в практике, если мы их вовремя замечаем, не являются проблемой. Мы мягко можем вернуть ум к объекту медитации. Пока мы вообще размышляем о медитации или учении Будды, это означает непрерывание медитации. Мы можем продолжить сразу же оттуда, откуда началось отвлечение. Если ум полностью отвлёкся и больше направлен на другие вещи, то медитация прервана. Тогда более разумно сделать перерыв и начать снова со свежим умом.

Полезно иметь в пределах досягаемости лист бумаги и карандаш. Так ни одна важная мысль не будет потеряна, а медитация может быть продолжена. Именно тогда, когда мы освобождаем ум, часто приходят мысли, которые содержат ответы на вопросы дня, для которых раньше не было пространства. То же самое касается и незначительных внешних помех. Они также не являются проблемой до тех пор, пока ум может поддерживать связь с медитацией. Это значит, что пока подушка для медитации ещё тёплая, практика полностью не прервана. Иногда также может быть полезен листок, на котором, например, написано: «Алмазный Ум сидит над моей головой». Тогда во время отвлечения один взгляд на этот листок возвратит ум к объекту концентрации (в этом случае к Алмазному Уму, который является очищающим аспектом всех Будд). Практика в тибетском буддизме всегда одновременно охватывает тело, речь и ум. Если ум отвлечён, мы можем дальше собирать хорошие впечатления с помощью речи и тела.

Уже на общем уровне внимательность к своим действиям становится важной предпосылкой для медитации. Пока внешнее поведение не находится под контролем, невозможно основательно работать с умом. Несмотря на то, что все хотели бы сразу делать продвинутые медитации, соответствующее поведение всегда является необходимой основой, что означает избегать принесения вреда другим и себе, а вместо этого развивать поведение, приносящее пользу. На этой основе понимание принципа действия кармы становится очень важным для медитации.

На тонком уровне сильные негативные впечатления в уме могут быть большим препятствием для медитации на природу ума, так как при таких условиях ум не может развить достаточного доверия к своей собственной природе. Только после того как собрано много позитивных впечатлений в уме, ум чувствует себя хорошо с самим собой. Он становится стабильнее, и легко появляется проникающее видение в природу ума. Таким образом, накопление заслуги и мудрости постоянно сменяют друг друга и при этом очень тесно работают вместе. Если мы пренебрегаем тем, чтобы совершать позитивные действия, то это взаимодействие никогда не сможет произойти. Мы также не будем способны в большом объёме и на долговременную перспективу помогать существам освобождаться от страданий.

Очищение кармы

Если мы получили ясное представление о действиях и их последствиях, то важно удалить из ума негативные впечатления. В связи с этим мы увидели, как в сфере людей можно изменять привычки и влиять на условия созревания кармы. Условием для очищения является осознавание того, что мы с безначальных времён снова и снова совершали негативные действия. Мы видим это совершенно ясно и хотим это изменить. Мы решаем больше не совершать негативных действий и по возможности действовать только позитивно. Таким образом отсекаются все причины будущих страданий, и мы создаём только причины для счастья.

В общем, каждое позитивное действие работает как противоядие для негативных действий. Дополнительно к этому Будда дал особые методы, которые мощно удаляют из ума накопленные впечатления. Таким методом, соответствующим второму циклу поучений, является медитация на пустоту, или на пространственную природу всех явлений. Этот метод, согласно текстам Праджняпарамиты, очищает в уме негативность целой эпохи. Взаимозависимое возникновение, всё переплетение причин, условий и следствий, а также пустота независимого, существующего самого по себе бытия — это два неразделимых признака всех явлений. Действительное понимание этой природы вещей, с одной стороны, ещё дальше расширяет понимание причины и следствия и, одновременно, всё больше растворяет привычку привязанности к действительности переживаний. Только полное распознание взаимозависимого происхождения всех вещей приносит настоящую свободу.

В Алмазном Пути очищающая сила всех Будд проявляется в форме Алмазного Ума (санск. Ваджрасаттва, тиб. Дордже Семпа). Эта практика очищения действует как промышленный пылесос, который удаляет все негативные впечатления из хранилища в уме. При этом на основе сочувствия Будд и собственной открытости созревание кармы будет сильно ослаблено, и мы будем переживать только тени негативных впечатлений, которые теперь очищаются. Как об этом говорит лама Оле: «Мы видим только хвосты животных, которые покидают зоопарк». Явно очистительные сны или другие переживания показывают, что удаляются кармические семена, которые хранились в уме как маленькие атомные бомбы и которые, в какой-то момент, при созревании принесли бы большое страдание. Эта специальная очистительная практика является вторым из четырёх Основополагающих упражнений.

Абсолютная Буддовость будет достигнута только тогда, когда будут удалены все завесы, даже самые тонкие привычные тенденции. Только когда уйдут облака, закрывающие солнце, оно начнёт светить. Точно так же совершенные качества Просветления проявляются настолько, насколько очищены завесы. Такое раскрытие качеств ума является настоящим смыслом медитации, очищение для этого только необходимая предпосылка. Если практикующие переживают в медитации много ясности и радости, и одновременно с этим уменьшаются мешающие чувства и ограничивающие представления, это признак того, что практика движется в правильном направлении.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые важнейшие аспекты кармы, не претендуя на полноту. Вся область очень обширна и глубока, также и потому, что помимо переживаний причины и следствия в нашем потоке ума, между живыми существами происходит постоянное взаимное влияние. Такое взаимодействие кармы также называется сетью кармической обусловленности. Например, специальный аспект этого взаимодействия заключается в том, что живые существа на основе сходства их действий позже перерождаются в одинаковых жизненных условиях. Это называется «коллективной кармой». Но переживание одинаковых обстоятельств всё же остаётся индивидуальным.

Все аспекты кармы может понять только полностью реализованный Будда. Особенно в Махаяне, Великой Колеснице, объясняются все аспекты взаимозависимого возникновения вещей, как, например, их изложил Будда в Сутре рисовых ростков. Здесь он показал, что, с одной стороны, вещи проявляются согласно закону взаимозависимого возникновения, а с другой — они пусты от независимого существования. Если мы разовьём хорошее понимание кармы, причины и следствия, то приблизимся к истинной природе всех явлений.

Карму можно разделить на три вида: позитивные, негативные и неподвижные действия. Эти три вида ведут к перерождению в одной из «трёх сфер» существования. Негативные действия вызывают перерождение в трёх низших сферах: в состояниях паранойи, в сферах духов и животных. Позитивные действия ведут к перерождению в трёх высших сферах существования: сферах людей, полубогов и богов. Эти шесть сфер объединены понятием «сфера желания». Так называемые неподвижные действия, которые заключаются в том, чтобы держать ум в определённых состояниях концентрации, если они не связаны с глубоким проникающим видением, ведут к перерождению в сфере «формы» или «без формы». Эти три сферы вместе образуют весь круговорот существования, который всегда наполнен одним или иным видом страдания.

Манфред Зегерс

Дорогой читатель!

В блоге регулярно появляются новые материалы. Подпишитесь на рассылку новостей блога и получите полезные подарки от Эвы Солар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: